Цены в супермаркетах растут, но мы узнаем об этом только у кассы.
Недостоверная информация на ценниках – нынче явление распространенное,
а между тем, это грубейшее нарушение прав потребителей – на то и
Конституция, и Закон имеются.
У магазинов появился новый повод писать заниженные прайсы на ценниках и
таким способом обманывать покупателя.Недостоверная информация на
ценниках – нынче явление распространенное. А между тем, это грубейшее
нарушение прав потребителей – на то и Конституция, и Закон имеются. Как
действовать в этой ситуации, рассказала ведущий эксперт по вопросам
защиты прав потребителей проекта "Сообщество потребителей и
общественные объединения" Наталия Бородачева.Практика свидетельствует,
что выяснять отношения с кассиром в этом случае бесполезно: что
показало сканирование штрих-кода,
то и положено оплатить. Искать администраторов – опять же, потеря
времени: где они находятся, часто не ведает никто из персонала.
Охранники тоже не помогут – они представляют отдельную службу. Но
разбираться в этой ситуации надо обязательно – нарушается статья 42
Конституции Украины: "Государство защищает права потребителей,
осуществляет контроль над качеством и безопасностью продукции и всех
видов услуг и работ". А покупатель, которого в магазине-нарушителе и
выслушать некому, остается мало того, что обманутым, так еще и
незащищенным. То, что правы в этой ситуации именно мы, покупатели,
подтверждает и Закон Украины "О защите прав потребителей":1. Статья 15
"Право потребителя на информацию о продукции" устанавливает в п. 1:
"Потребитель имеет право на получение необходимой, доступной,
достоверной и своевременной информации о продукции, что обеспечивает
возможность ее сознательного и компетентного выбора. Информация должна
быть предоставлена потребителю до приобретения им товара или заказа
работы/услуги", а подпункт 6 гласит, что информация о продукции должна
содержать цены. В п. 3 конкретизировано: "Надписи о цене реализации
продукции должны быть четкими и простыми для понимания".2. Статья 17
"Права потребителя в сфере торгового и других видов обслуживания" в п.
1 гласит: "применение прямых или непрямых ограничений прав потребителей
не допускается", а в п. 5 читаем: "В случае нарушения прав потребителей
на предприятиях сферы обслуживания продавец (производитель,
исполнитель) и работники этих предприятий несут ответственность,
установленную законом".3. Статья 18 "Признание недействительными
условий договоров, ограничивающих права потребителей" разъясняет в п.
3, что:"несправедливы, в частности, условия договора об определении
цены товара на момент его поставки потребителю", а в п. 8: "Нечеткие
или двусмысленные положения договоров с потребителями толкуются в
пользу потребителя".Закон позволяет сделать вывод, что:скрытая от
потребителя информация, доступная кассиру лишь через сканирование
штрих-кода, не считается той информацией, которую продавец
предоставляет потребителю для оплаты товара; когда потребитель смотрит
ценник и берет товар с полки, он заключает устный договор с магазином,
соглашается на покупку. Если же цена на ценнике указана неверная, то
такой договор считается недействительным, и покупатель имеет право
вернуть даже проплаченный на кассе товар надлежащего качества и
относящийся к товарам, не подлежащим обмену и возврату ; нечеткое и
двусмысленное положение договора (одна цена отражена на ценнике товара,
а другая – в базе данных продавца) по закону толкуется в пользу
потребителя. Так что правы в этой ситуации именно покупатели. Как же
бороться с "забывчивым" магазином? Надо не пожалеть времени и отослать
претензию по адресу предприятия-продавца, а копию – местному управлению
по защите прав потребителей (адрес должен быть в уголке потребителя,
рядом с книгой жалоб). Магазину за такое нарушение грозит
административное наказание, то есть штраф – и немалый.
|